Аркадий Северный. Официальный сайт » О Северном » Статьи » «Аркадий Северный. Некоронованный король…»

«Аркадий Северный. Некоронованный король…»

«Аркадий Северный. Некоронованный король…»
В 2000-х годах студия «Ночное такси» продолжила выпусков концертов Аркадия Северного, это были хорошо изданные пластинки, оформленные в одну оригинальную серию. О них и поговорим….

Биографическая справка:
СЕВЕРНЫЙ (ЗВЕЗДИН) АРКАДИЙ ДМИТРИЕВИЧ (12.03.1939-12.04.1980) – исполнитель в жанре русского шансона родился в городе Иваново. Окончил Ленинградскую Лесотехническую Академию имени С. Кирова. В 1963 году коллекционер Рудольф Фукс сделал первые записи певца и тогда же родился псевдоним «Северный». В 1969 году Аркадий женился, в 1971 году родилась дочь Наташа. В начале 1972 года Северный записал концерт «Программа для Госконцерта», который принес певцу широкую известность. С 1975 года начинают регулярные записи с ансамблем «Братья Жемчужные». Так же известны записи Северного с ансамблями «Черноморская чайка», «Альбиносы», «Обертон», «Светофор», «Крестные отцы», «Четыре брата и лопата» и другими. Работал Аркадий так же с Владимиром Шандриковым и Александром Шеваловским. Первая официальная виниловая пластика Аркадия Северного вышла в России в 1990 году. Об Аркадии Северном снято несколько фильмов и написано несколько книг, в том числе художественный роман.


А вообще, Аркадия Северный – легендарный исполнитель, в том смысле, что ни о ком больше, чем о нем, да о Владимире Высоцком, не придумано столько легенд. Не будем скрывать, что автором некоторый мог являться и сам исполнитель, он им щедро сыпал на записях подпольных концертов, порождая самые невероятные слухи.
Поэтому сегодня развеем еще раз самые устоявшиеся легенды:

  • - Аркадий Северный никогда не был ни судим, ни в заключении. Да, его задерживали, скорее всего, за административные нарушения, но не более.
  • - Северный никогда сам не писал песен, только иногда изменял тексты.
  • - Он никогда не был эмигрантом и не бывал за границей.
  • - Умер и похоронен в Ленинграде, на кладбище городского крематория, а не где-нибудь еще.
  • - Был единожды женат, от этого брака есть дочь Наталия, а теперь еще и внук Аркадий….
  • - На сегодня есть единственная видео Аркадия Северного – это съемки его свадьбы. Их вы можете увидеть на телеканале студии «Ночное такси».

Несколько лет назад, когда идея книги об истории «Ночного такси» и шансона вообще может и витала в воздухе, но никто ее из авторов не высказывал, мы встречались и много беседовали. Думается, что, начиная отдельную главу об альбомах и концертах Аркадия Северного, стоит привести часть того разговора, чтобы читателям более четко стал понятен и предмет рассказа, и его герой.

Михаил Дюков (М.Д.) - Не так давно нашлись и ходят по рукам концерты Аркадия Северного, которые были записаны у Генриха Сечкина, Вы сейчас выпустили гитарные концерты Аркадия Дмитриевича, расскажите об этом…
Александр Фрумин (АФ)
- У меня есть такой постоянный слушатель, зовут его Алексей, живет он в Зеленограде, он нашел Генриха Сечкина, а тот, понимая, что официально он этого не издаст, передал мне эти пленки через Алексея. Там Северный с гитарой, там Северный с разговорами и вот это все Алексей оцифровал и передал мне, теперь это есть в моей фонотеке в полном варианте. Конечно, это не будет издаваться, не самые лучшие записи Аркадия. Там ругань в адрес Высоцкого.
К изданию новых записей это никакого отношения не имеет, особенно к тому, что будет издано сейчас, это записи из коллекции уважаемого мной Сергея Ивановича Маклакова. Его коллекция воссоздана в 1994 году, после того, как я официально начал издавать записи Аркадия Северного. Мне сам Сергей Иванович сказал, что на тот момент, когда я начал этим заниматься, у меня был свой архив, я не использовал его записи. Основная часть записей, которыми я пользовался в тот момент, это была коллекция человека малоизвестного. В Питере его знаю, но они не очень представляют, как это все работало. На самом деле, это все было настоящее подпольное производство, и им всем крупно повезло, что они не попались в руки органов. И даже не из-за тематики, хотя там и было запретное, нет, именно из-за производственных мощностей.

М. Д. - Так и все же, откуда к Вам пришли записи?
А. Ф.
- Был такой инвестор во все это дело – Николай Иванович Рыжков. Он тогда работал в «Аэрофлоте». По тем временам, человек с очень большими деньгами, он с огромным удовольствием привозил тогда из-за границы записи, в том числе, совершенно не касаемые шансона. Тогда же он занимался покупкой аппаратуры, распространением записей. А дальше были ребята, например, Николай Корниенко, вот они все вместе с Сергеем Ивановичем Маклаковым и работали.
Понятное дело, что легально организовать бизнес в тех условиях они не могли, хотя бизнес был большой, хотя, может быть, не такой рентабельный. Они же, так или иначе, платили музыкантам, они покупали технику, они все это множили. Поэтому у них было разделение обязанностей: основным инвестором был Рыжков, который мог иметь свободные деньги для того, чтобы техника покупалась и все это распространялось, собственно «писарями» были Корниенко и Маклаков. Но Маклаков из них был самый музыкальный, он, не имея никакого образования, обладал хорошим слухом и свободно двигался по музыкальному рынку, слушая запретную музыку, понимал конъектуру тогдашнего, скажем так, рынка.
Это только кажется, что это было давно, на самом деле, это все было недавно. Тогда в моде было не то, что пел Северный или Резанов, была популярна совершенна другая музыка, в том числе и на подпольном рынке. Был популярен зарождающийся русский рок – Шевчук, позднее Бутусов. По сути дела они и рисковали, но и создавали свою нишу в музыке.

М.Д. - Александр Викторович, так откуда тогда Ваша коллекция, развейте сомнения и слухи.
А.Ф.
- Моя коллекция не имеет никакого отношения к коллекции Маклакова, моя коллекция – это как раз из архива Рыжкова. Когда Николай Иванович скончался в 1984 году, его супруга продала коллекцию записей, а я это все купил. Я купил ее в несколько приемов, потом приобрел часть коллекции, в том числе и первые копии, у Николая Корниенко, с которым меня познакомил Николай Резанов. И, что самое интересно, записей из архива Сергея Ивановича Маклакова, у меня никогда не было, хотя по качеству они были неплохими. Но самое интересное, что заключается в этой истории, Маклаков их сам и не имел, потому что когда пришла пора видеомагнитофонов, завязал со всей этой музыкой. Не секрет, что завязал он с ней в пользу записи видео, тогда это стало приносить деньги, что тут говорить, каждый выживает так, как умеет. Тогда стало мягче с законами и так далее, на вырученные от продажи коллекции и аудиотехники, купил видео и стал его тиражировать. Так что, даже если бы я его нашел в те годы, то коллекции у него все равно уже не было.
Уже позднее, когда я приехал и подарил Сергею Ивановичу ту коллекцию концертов Аркадия Северного, что были восстановлены и изданным студией «Ночное такси», он как человек амбициозный, начал восстанавливать свою коллекцию. Пытался выкупить ее у тех людей, которым он это продал, но безуспешно. Так что, моя коллекция и то, что сейчас издается нашей студией – это коллекция Николая Рыжкова и частично Корниенко, то, что выкупалось у них и сохранялось вот уже на протяжении двадцати последних лет. И вот эти записи восстанавливались на профессиональной студии, делалась минимальная редакция записей. Меня в этом отношении смешат коллекционеры-любители, которые обсуждают эти работы, мол, Фрумин там опять вырезал последнюю песню в концерте, не понимая того, что это не самое рентабельное производство. В большей степени это издается для сохранения записей, для популяризации творчества, а никак для какой-то фантастической наживы. Не секрет, что в нашей стране можно заработать с концертов, а уж никак с продажи дисков. Не надо забывать, что и Корниенко и у Рыжкова были копии, это все надо было восстанавливать. Поэтому редакцию записей приходилось делать не из-за моих каких-то амбиций, а исходя из качества материала.

М. Д. - В принципе, это могли бы издать и они или не так?
А. Ф.
- По закону издать это никто не может, это могут сделать только наследники. В свое время, я все авторские права оформил на Наташу, дочь Аркадия. Ведь и у Северного были свои права на эти записи тоже, на авторскую интерпретацию и исполнение, даже если эти песни были написаны не им. Мы оформили все документы, нотариально удостоверили, тем более, что вдова Аркадия, Валентина Сергеевна, отказалась от авторского права в пользу Наташи и с тех пор студия «Ночное такси» занимается восстановлением и изданием этих записей. Могу сказать, что мы издали далеко еще не все из его наследия, ведь если не считать «пьяные» концерты Сечкина и другие обрывочные записи, на сегодня известно 55 аранжированных концертов, то есть 110 часов. А еще есть гитарные концерты. В 2003 году Сергей Иванович Маклаков собрал самые интересные «гитарники» Аркадия Северного, там получилось 31 час записей из одесских, московских и что-то из его записей. И вот он нашел все это по крупицам, оцифровал и предложил это выкупить и издать. Признаю, у меня мало было Северного в акустике, а тут это стало побудительным моментом для печати, и в 2007 году нашей студией был издан этот мр3-сборник гитарных концертов Аркадия Северного. Таких дисков издано два, это как раз Северный до «Братьев Жемчужных», до аранжировок и оркестров.

На сегодняшний день студия «Ночное такси» - единственная, кто второе десятилетие подряд (начиная с 1994 года) регулярно реставрирует собственными силами и издает концерты «короля подпольной песни», как еще иногда называют Аркадия Северного. О серии гитарных концертов мы уже рассказали вам выше, теперь о тех пластинках, где Северный записался с различными ансамблями. Да, на первый взгляд, ситуация необычная – в Советском Союзе человек регулярно записывает концерты блатных и лирических песен и его не сажают за это в тюрьму. С другой стороны – первая официальная пластинка только через десять лет после кончины. И с третьей стороны – в 1970-х годах голос Аркадия Северного звучит, если не из каждого второго, то уж точно из каждого третьего окна.

Если вернуться к истории концертов, то первые попытки записи Аркадия Северного относятся к 1963 году, делал их Рудольф Фукс, тогда же и был придумал псевдоним «Северный». Все же Аркадий Звездин (настоящая фамилия певца) был советским государственным служащим в солидном учреждении и начальство его бы за такую художественную самодеятельность на Доску почета бы не повесило. Если только не в ближайшем районном отделении правоохранительных органов – на стенд «Их разыскивает милиция». Потом Аркадия призвали в Армию, потом он женился и у него родилась дочь – было не до песен. И все же в 1972 году Аркадий Северный и Рудофль Фукс столкнулись и так или иначе возникла идея записать концерт блатных песен под гитару. Небольшой моно-спектакль «Программа для Госконцерта» был записан под гитару в форме радиопередачи и мгновенно разлетевшись на магнитофонных бобинах по всей стране, произвел настоящий фурор среди любителей шансона.
Этим концертом открывается новая страница в книге шансона по-русски – организованные подпольные записи блатной песни как сольно исполнителей, так и с целыми музыкальными коллективами.
Первая попытка записи с ансамблем «Четыре брата и лопата» состоялась в апреле 1974 года, но исключительно под фортепьяно Александра Резника. Организаторов это не устроило и был собран коллектив, отрепетирована небольшая программа и прошла она 25 февраля 1975 года в зале института "Ленпроект". В этом концерте приняли: Александр Резник (фортепиано), Владимир Васильев (бас), Семен Лахман (скрипка), Юрий Смирнов (ударные). В последствии Аркадий еще несколько раз записывался с этим коллективом.
Этот концерт так же быстро разошелся по СССР, так же его иногда: «Первый одесский», «Второй одесский", "Фартовый яд" а так же "Аркадий Северный и ансамбль "Четыре брата и лопата" с участием Александра Резника", есть и другие названия.
Александр Фрумин, Михаил Дюков «Ночное такси» – 25 лет по дорогам шансона»
© Михаил Дюков
© С.П. Соколов (фото)
® Студия "Ночное такси"

Похожие новости:

Виталий Крестовский и ансамбль «Крестные отцы» (1978 год)

Виталий Крестовский и ансамбль «Крестные отцы» (1978 год)
Оригинальная фонограмма была записана в Ленинграде 28 декабря 1978 года. Это первый альбом Валерия Цыганка, больше известного нам как Виталий Крестовский. Ансамбль под забавным названием «Крестные отцы» был собран специально для этой записи. Виталий исполнил, с присущим ему артистизмом и непринужденностью, весьма разный репертуар. Здесь и удалые одесские песни «Сонечкины именины» и «Чемоданчик»,

«Музыка «шансон». Начало в России…»

«Музыка «шансон». Начало в России…»
В 1992-93 году в Санкт-Петербурге появилась и начала свою работу компания «Русская музыка», занимающаяся торговлей российской музыкой, тогда это в основном была популярная эстрада и классика на CD. В тот момент в Москве было всего несколько фирм, выпускающих легальные CD, одна их них – «Русское снабжение» (на сегодня компания уже не существует). В том же 1993 году она выпустила альбом Михаила

Рудольф Фукс

Рудольф Фукс
ФУКС (СОЛОВЬЕВ) РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЬЕВИЧ (р. 13.08.1937 г.) – продюсер, поэт и композитор (творческий псевдоним – Рувим Рублев), собиратель городского фольклора (здесь следует отметить, что под фольклором подразумевается как блатная песня, так и устное творчество вообще), коллекционер, родился в городе Луга Ленинградской области.

Владимир Тихомиров

Владимир Тихомиров
ТИХОМИРОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1941 – 30.09.2002) – ленинградский коллекционер, музыкант, организатор и участник записей концертов Аркадия Северного, других артистов шансонного жанра. Владимир Тихомиров родился в городе Ленинграде, параллельно со средней школой окончил и музыкальное училище, играл на гитаре.

А.Северный Запись 1963 года

А.Северный Запись 1963 года
Относительно т.н.записи "1963"года могу сказать следующее; У вас и и у меня имеется запись с одного и того же источника. На ленте как вы заметили записано все вперемежку на 90 минут, но если вы попробуете отсортировать песни,которые с других концертов, то у вас получатся 17 песен которые принадлежат ОДНОЙ записи,вот их список;(получается примерно 60 минут).

Аркадий Северный «Гитарные концерты, мр3», 2006

Аркадий Северный «Гитарные концерты, мр3», 2006
Предыстория этого сборника гитарных концертов Аркадия Северного такова: все эти записи за несколько лет собрал легендарный «писарь» и питерский коллекционер Сергей Иванович Маклаков.

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Песни
Здравствуй, чужая милая,
Радость мечты моей.
Как же тебя любил бы я,
До самых последних дней.
Реклама
Опрос
Надо ли продолжать издание виниловых пластинок Аркадия Северного?
Да
Нет
Мне все-равно