Аркадий Северный. Официальный сайт » О Северном » Статьи » «Русский шансон – коммерческий жанр»

«Русский шансон – коммерческий жанр»

(записки редактора радио)

«…Для меня не существует нового ансамбля "Братья Жемчужного", ансамбля созданного "артистами от коммерции"…»
(из досужих разговорах на форумах)


Я недаром поставил это высказывание эпиграфом, если не забуду, постараюсь вернуться к нему еще в процессе своего повествования… а для начала, чтобы не быть голословным, сделаем анализ цен по некоторым позициям товара в среднестатистическом российском интернет-магазине.

Dmitri Hvorostovsky, Yuri Temirkanov «Mussorgsky / Rachmaninov» – 855 р.
Anna Netrebko. Live At The Metropolitan Opera – 692 р.
Братья Жемчужные. Стоял я раз на стреме – 513 р.
Иван Ребров. Моя Родина – Россия – 513 р.
Николай Эрденко и ансамбль `Джанг`. Знаменитые песни русских цыган – 513 р.
Стас Михайлов. Только ты... (CD+DVD – 422 р.
Григорий Лепс, Александр Розенбаум. Берега чистого братства – 422 р.
Григорий Лепс. Парус. Песни Владимира Высоцкого – 342 р.
Pavarotti. Hits & More – 274 р.
Александр Новиков. Расстанься с ней – 182 р.
Дима Билан. Против правил – 137 р.


А вот как выглядит расклад цен по некоторым позициям на Интернет-аукционах (компакт-диски и виниловые пластинки).

Аркадий Северный «Четыре Брата и Лопата» (2 CD) – 9000 р.
Михаил Шуфутинский "Тихий Дон" – 3500 р.
Boris Rubaschkin "RUSSISCHE SEELE RUSSISCHES LIED" – 1000 р.
Любовь Успенская «Не забывай» – 500 р.
Алеша Димитриевич «Табак» (Шемякин-Казанский) (LP) – 7500 р.
Алеша Димитриевич Юл Бриннер «Gypsy and I» (LP) – 5000 р.
Аркадий Северный с ансамблем "Встреча" (LP) – 3500 р.


Поверьте на слово, я ничего не подгадывал или как-то специально не выбирал позиции, имена и ценники, вот, что есть на слуху, то и набрал в поиске. Как оказалось – петь классику более, чем выгодно, это кстати, к плачу музыкантов академического жанра, что музыка не кормит, выходит, кормит, да еще и неплохо… Могут сказать, что цена на диски «серебряного» соловья России – Олега Погудина в магазинах ниже 300 рублей никогда не опускалась, новый диск – 400, что совсем не дешево, согласитесь.
То есть, при грамотной организации и просто при небольшом желании артиста и его директоров (чаще уместнее говорить – горе-директоров) – певческое искусство может не только окупаться, да и просто кормить.
Выпуск виниловых пластинок вообще дело выгодное, при среднем вложении до 5 евро (при всех затратах) – продают ее от 50 до 100 евро. А уж торговля старыми пластинками, вообще малина – наши продавцы покупают их за границей за гроши, а чаще просто держат на контроле наличие в зарубежным инет-магазинах, а сами продают их здесь в 5-10 раз дороже. Самый последний пример, самолично купил виниловую пластинку 1957 года Веры Бриннер (сестры легендарного Юла) за 5 долларов, в Москве же на Горбушке мне ее предлагали уже за сотню. Вывод – учите английский, господа, в смысле – язык.
С компакт-диска примерно такая же ситуация, печать диска стоит доллар… продают его в магазине (самое малое) – от шести и до десяти. Понимаю, хватает только на хлеб с красной икрой, на черную и масло уже не хватает. Шутка. Просто никто вкладываться толком не хочет – лейблы до последнего момента ждут готовую звезду, чтобы потом покупать и продавать только раскрученное имя. Исполнители также экономят – печатая диски, если не на домашнем принтере, то в небольших конторах, просто печать и потом лежат эти диски в шкафах и пылятся.

Когда говорят, что русский шансона – жанр честный, простой, некоммерческий… ну, скажем так, это есть не до конца правда. Вот два мнения, первое – московского клубного ди-джея, второе – любителя музыки на некоем музыкальном форуме…

«….Коммерческая музыка - это музыкальные произведения (треки) актуальных на данный момент направлений и стилей, которые покупаются (продаются) на специализированных лейблах, в магазинах и т.д. Естественно, студийная запись (перезапись) и предварительная подготовка треков - присутствуют.
Соответственно, коммерческая музыка - наиболее популярна в массовой аудитории слушателей. Но, повторюсь, на данный момент времени..»

«…Коммерческая музыка - это в первую очередь, соответствие какому-то формату, актуальному в данный момент времени. Под форматом можно считать и качество, и содержание, и современность (мода) и еще куча всяких важных, и не очень, аспектов.
Коммерческая музыка – это не значит плохая или не интересная. Это все-таки некий целый пласт культуры, который всего лишь более востребован именно сейчас. Не важно, какой это стиль или направление…»

Два довольно разных мнения, но люди в данном случае говорят о двух одинаковых вещах – эта музыка покупается (деньги здесь – главное мерило) и второе – она вроде как временна….
Господа, тогда я срочно хочу получить патент на изобретение:
«РУССКИЙ ШАНСОН – глубоко (и выгодно) КОММЕРЧЕСКАЯ МУЗЫКА, НЕ ЗАВИСИМАЯ ОТ ВРЕМЕННЫХ, МОДНЫХ ИЛИ ВКУСОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ».
(Патентное свидетельство № 2501/1973-Д от 12.12.2012 г.)

Вернемся на парочку минут к эпиграфу… Сегодня некие любители-коллекционеры, имеющие такое же отношение к ансамблю «Братья Жемчужные, как я к аналитике сельского хозяйства, собираются провести фестиваль памяти Николая Резанова. Дело хорошее, несомненно, только почему без самих оставшихся «Братьев Жемчужного», без студии «Ночное такси», в которой Николай Резанов, кстати говоря, отработал около пятнадцати лет – и по трудовой книжке?! Почему же тогда вы, дорогие коллекционеры, выставляете продукцию этой студии у себя на сайтах, добавляя рейтинг и посещаемость своим сайтам и при этом нещадно ее ругаете и критикуете?! Чего-то я не понимаю в этмо истории, честное слово.
Фестиваль, в любом случае, есть исключительно коммерческое мероприятие: билеты зрителям, гонорары артистам, оплата аренды зала, печать сопутствующей продукции – это часть бизнеса, а значит, коммерции. Вольно или невольно идет процесс заработка денег на чужом имени, банально – и себе в карман. Если кто-то заявит – а я деньги в руки не беру, и вообще не вникаю в финансовые аспекты мероприятия… Ну, дяденька, кажется, как говорил классик, «вы есть соврамши»… Так что, что-то и как-то у данных господ-организаторов что-то явно не сходит в понятиях и формулировках: деньги в фестиваль вкладываем, но он при это остается некоммерческим…. Это, знаете, в СССР секса не было, а вот звание «Мать-героиня» была…
Наверное, сейчас скажу, вещь, о которой никто никогда особо не говорил вслух, но ансамбль «Братья Жемчужные» - это очень грамотное, достаточно рентабельное и прибыльное, а значит – коммерческое, предприятие, созданное Сергеем Ивановичем Маклаковым и Николаем Резановым. Да, оно было создано для обоюдного удовольствия и отчасти из любви к музыке, но все стороны этой истории зарабатывали, кто-то немного, кто-то – очень даже неплохо, будем честными и откровенными. И поэтому создавать филантропический фестиваль-однодневку, посвященный коммерческому предприятию…. Как-то где-то что-то здесь не вяжется.
Скажу больше и конкретнее, давайте не будем играть в оскорбленную невинность – музыканты во все временам (и не только «Братья Жемчужные», а также «Крестные отцы». «Магаданцы», «Встреча», «Черноморская чайка» и т.д., и т.п.) хотели заработать и зарабатывали своим трудом, своими руками. И зарабатывали довольно неплохо, могу ошибаться, но если говорить о гонорарах, то речь шла о суммах от 25 до 50 рублей за концерт на каждого. Если принять за отправную точку, что среднее зарплата инженера была в те годы около 120 рублей, за вечер музыкант ансамбля «Братья Жемчужные» зарабатывал половину месячного жалования инженера. Я не собираюсь принижать или удешевлять чей-либо труд, мы говорим о голых фактах. Прекрасно понимаю, что кому-то это разговор откровенно неприятен, но раз уж вы создаете проект, говорите, что все вокруг жулики и барыги, а вы один честный и бедный и живете на казенную зарплату, то (как говорит контингент) – надо отвечать за базар.

С месяц назад пришлось мне писать рецензию на один диск…. Ну, и автора песенок оскорбила немного типовая фраза про «небольшой диапазон, мол, но не это главное в шансоне, где важнее петь душой». Каюсь, штамп, отрубить бы мне за это руки, но вокал был и вправду слабоват. Получил я замечание от шансонье и желтую карточку без удаления с поля, только в процессе общения выяснилось, что понятия «тональности» и «диапазон» - для человека означают одно и тоже…
Что тут говорить дальше, чтобы не огорчать восходящую звезду – рецензия была выброшена в корзину, а напоследок мне в спину полетела фраза: «Да не будет таких, как я. Вам писать будет не о чем». Что я могу на это ответить, даже если завтра закроют все лейблы и все исполнители шансона на год возьмут паузу, без работы я уж не останусь. Буду далее изучать архивы и возвращать на свет забытые имена, не говоря о бесконечной и никем еще толком не исследованной по настоящему темы русской эмиграции. Самое глупое, что может делать начинающий или даже известный исполнитель – ссориться со СМИ. Рекламу еще никто не отменял…
Недавно некоторые мои размышления о жизни, о русском шансоне и шоу-бизнесе частично подтвердил Народный артист России Александр Градский, говорил он, правда, о русском роке, но получилось более широко:
- Чтобы можно было говорить о каком-то серьезном направлении в музыке, у направления должны быть три составляющие части. Первая – наличие исполнителей. Вторая – наличие авторов. И третья – наличие критики. Если одной из составляющих нет, то тогда нельзя говорить о направлении.
(Программа «На ночь глядя» 14.10.2012 г., ОРТ)
Думаю, комментарии излишни.

Вот примерно и все, что я хотел вам сегодня рассказать. Почему я не подвожу итогов и не делаю выводов? Мне кажется, каждый найдет в этих заметках что-нибудь свое.
Михаил Дюков

Похожие новости:

«Аркадий Северный. Некоронованный король…»

«Аркадий Северный. Некоронованный король…»
В 2000-х годах студия «Ночное такси» продолжила выпусков концертов Аркадия Северного, это были хорошо изданные пластинки, оформленные в одну оригинальную серию. О них и поговорим….

Виталий Крестовский и ансамбль «Крестные отцы» (1978 год)

Виталий Крестовский и ансамбль «Крестные отцы» (1978 год)
Оригинальная фонограмма была записана в Ленинграде 28 декабря 1978 года. Это первый альбом Валерия Цыганка, больше известного нам как Виталий Крестовский. Ансамбль под забавным названием «Крестные отцы» был собран специально для этой записи. Виталий исполнил, с присущим ему артистизмом и непринужденностью, весьма разный репертуар. Здесь и удалые одесские песни «Сонечкины именины» и «Чемоданчик»,

«Музыка «шансон». Начало в России…»

«Музыка «шансон». Начало в России…»
В 1992-93 году в Санкт-Петербурге появилась и начала свою работу компания «Русская музыка», занимающаяся торговлей российской музыкой, тогда это в основном была популярная эстрада и классика на CD. В тот момент в Москве было всего несколько фирм, выпускающих легальные CD, одна их них – «Русское снабжение» (на сегодня компания уже не существует). В том же 1993 году она выпустила альбом Михаила

А.Северный Запись 1963 года

А.Северный Запись 1963 года
Относительно т.н.записи "1963"года могу сказать следующее; У вас и и у меня имеется запись с одного и того же источника. На ленте как вы заметили записано все вперемежку на 90 минут, но если вы попробуете отсортировать песни,которые с других концертов, то у вас получатся 17 песен которые принадлежат ОДНОЙ записи,вот их список;(получается примерно 60 минут).

Вышла новая пластинка Аркадия Северного

Вышла новая пластинка Аркадия Северного
Диск «Аркадий Северный «Тихорецкий концерт», часть вторая» вышла в свет, как и обещали издатели, точно в срок. Теперь коллекционерам и всем поклонникам короля блатной песни, как прозвала пресса Аркадия Северного осталось дождаться третьей части – и она не за горами.

Аркадий Северный вновь издан в России на виниле

Аркадий Северный вновь издан в России на виниле
Аркадий Северный вновь издан в России на виниле На виниле издана одна из самых качественных и интересных записей Аркадия Северного, а именно – «Тихорецкий концерт». Диск вышел тиражом 1000 экземпляров напечатан в Германии, ноу-хау этого издания

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Песни
Здравствуй, чужая милая,
Радость мечты моей.
Как же тебя любил бы я,
До самых последних дней.
Реклама
Опрос
Надо ли продолжать издание виниловых пластинок Аркадия Северного?
Да
Нет
Мне все-равно