Аркадий Северный. Официальный сайт » О Северном » Статьи » Городской романс, русский шансон или попросту блатняк

Городской романс, русский шансон или попросту блатняк

Городской романс, русский шансон или попросту блатняк

Столько названий, а что они, собственно, означают, неясно.
Наиболее ехидные музыкальные обозреватели величают данное явление на американский манер - "гангста-рэп отечественного производства". Какие, мол, времена, такие и песни. На самом же деле сие музыкальное направление, как, впрочем, и любое другое, представляет собой музыкальный мир в миниатюре - со своими голосистыми и безголосыми персонажами, со своими талантами и бездарностями, со своими красавцами и совсем наоборот...
Впрочем, приятная внешность, так необходимая (будь она даром природы или плодом тяжкого труда визажистов) попсовым людям, здесь, судя по наблюдениям, не так уж и требуется. На пресс-конференциях и иных массовых акциях представители жанра появляются редко, поскольку журналисты их недолюбливают, и продюсерам это прекрасно известно. Отвечать на неприязнь грубостью - не поможет, это только рокерам прощается.
Разумеется, речь не идет о крупных проектах, связанных с известными именами и солидными фирмами ("Полиграм" создал Кемеровского, Михаил Танич - группу "Лесоповал", "Академия" выпустила альбом "Отпечатки пальчиков"...). В таких случаях идет грамотный промоушн, и принадлежность к упомянутому жанру более-менее условна - просто надо за модой следить.

Наиболее яркие авторы на гребне моды держатся плохо, да и прославились они в те времена, когда не то что нынешней моды - вообще шоу-бизнеса не было. Они, как правило, уходят в сторону авторской песни - Александр РОЗЕНБАУМ, Александр НОВИКОВ. И соответствующая "каторжанская" тематика в их нынешнем творчестве если и присутствует, то в весьма умеренных дозах.

"Я буду петь о любви и о красивых женщинах, - говорит на концертах Новиков. И тут же язвительно добавляет: - А потом придут те, которые не сидели, и споют вам про тюрьму".
Аркадий СЕВЕРНЫЙ, многими почитаемый как основатель жанра, жил и умер в нищете. Насколько известно, автором он не был - только исполнял песни, сочиненные до него. Записи Северного были переизданы уже в эпоху шоу-бизнеса, и представляют, по крайней мере, фольклорно-исторический интерес.
То же самое можно сказать о современных реконструкциях фольклорных тюремных песен - если у исполнителей хватило чувства меры и песни не расцветились компьютерно-синтетическими аранжировками.

Впрочем, сочинения безвестных авторов порой достойны настоящего уважения, поскольку им мы обязаны появлением замечательных явлений в авторском, уже персонифицированном, творчестве. Александр ГОРОДНИЦКИЙ, патриарх бардовской песни, не раз признавался, что начал писать под влиянием услышанного им, молодым геологом, у костров в колымском крае. "Слова народные, а автора скоро выпустят...". Гениальнейшей песней всех времен и народов Городницкий считает "Идут на Север срока огромные". Правда, его собственная "От злой тоски не матерись..." очень быстро прослыла народной, и однажды законному создателю даже показали могилу безвестного творца, сгинувшего в сталинской мясорубке...
Но народные песни, равно как и истинные таланты, к жанру "русского шансона" отнести трудно - история неисчерпаема, настоящий талант всегда велик, а вот жанр невелик, весьма невелик. Старая школа эмигрантской тоски - Вилли ТОКАРЕВ, Миша ШУФУТИНСКИЙ, Люба УСПЕНСКАЯ. Люди это, как правило, неглупые и практичные, почему и выбрали в свое время нечто, пользующееся спросом. "Блатные песни? - переспрашивал Токарев. - Конечно, есть песни грубые и циничные, но мои совсем не такие. Мои, скорее, учат жить правильно...". Вот и они - не то.

Что же остается? Правильно, попса. Та, которая изначально представляет собой песенную версию многочисленных анекдотов про "новых русских". Если у исполнителя прорезается чувство юмора, это иной раз и можно слушать. Если анекдот распевается на полном серьезе... Правы наиболее ехидные музыкальные обозреватели, с которых начался этот материал!
Еще одна разновидность попсы - лирика. Жалостные песни на тему "не забуду мать родную" и горестные стенания по поводу судьбинушки мелкого жулика или крупного бандита и его далекой возлюбленной, верной или неверной. И все.
Нет, есть еще один вид, самый грустный. Когда некто, выпустив неплохой альбом, который так или иначе можно было отнести к русскому шансону и иже с ним, потом стремительно скатывается либо в одну из вышеназванных разновидностей, либо вовсе в никуда. После неплохой лирики или стебных частушек аудиопродукция, не пригодная для прослушивания в трезвом состоянии.
А места в попсе, так сказать, настоящей давно заняты - и первые, и вторые, и даже десятые. Кстати, этого печального пути из числа засветившихся в последние годы не избежал ни один!
Ольга ШАТО. Северный курьер (Карелия), 20.01.99
© С.П. Соколов (фото)
® Студия "Ночное такси"

Похожие новости:

Аркадий Северный О стилягах (1973-75 гг.)

Аркадий Северный О стилягах (1973-75 гг.)
г. Ленинград, 1973-75 гг. Запись Рудольфа Фукса. В каталоге Крылова (№3) между песнями 10 и 11 стоит песня под названием "Стамбул". К сожалению, нам неизвестно, что за песня имеется ввиду... Если это песня "Есть в Стамбуле кафе", то она не имеет никакого отношения к данному концерту. Если это что-то другое... Так что в настоящий момент данный вопрос остается открытым. Также необходимо отметить,

А.Северный и В.Коцишевский В узком кругу (анекдоты,конец мая 1978 г.)

А.Северный и В.Коцишевский В узком кругу (анекдоты,конец мая 1978 г.)
г. Одесса, конец мая 1978 г. (анекдоты) /гитарник/ А. - Вы знаете, мы сегодня собрались узким кругом людей в одной из одесских хат. Решили просто посидеть, кирнуть, поговорить о том, о сем. Здесь очень приятная компания, все свои. И всякие истории хотим сегодня рассказать. Что понравится, так, может - да, а что не понравится - так это же ваше дело. Ну... Ну и, вообщем-то, мы, в основном, сегодня

«Русский шансон – коммерческий жанр»

«Русский шансон – коммерческий жанр»
Я недаром поставил это высказывание эпиграфом, если не забуду, постараюсь вернуться к нему еще в процессе своего повествования… а для начала, чтобы не быть голословным, сделаем анализ цен по некоторым позициям товара в среднестатистическом российском интернет-магазине.

Виталий Крестовский и ансамбль «Крестные отцы» (1978 год)

Виталий Крестовский и ансамбль «Крестные отцы» (1978 год)
Оригинальная фонограмма была записана в Ленинграде 28 декабря 1978 года. Это первый альбом Валерия Цыганка, больше известного нам как Виталий Крестовский. Ансамбль под забавным названием «Крестные отцы» был собран специально для этой записи. Виталий исполнил, с присущим ему артистизмом и непринужденностью, весьма разный репертуар. Здесь и удалые одесские песни «Сонечкины именины» и «Чемоданчик»,

«Музыка «шансон». Начало в России…»

«Музыка «шансон». Начало в России…»
В 1992-93 году в Санкт-Петербурге появилась и начала свою работу компания «Русская музыка», занимающаяся торговлей российской музыкой, тогда это в основном была популярная эстрада и классика на CD. В тот момент в Москве было всего несколько фирм, выпускающих легальные CD, одна их них – «Русское снабжение» (на сегодня компания уже не существует). В том же 1993 году она выпустила альбом Михаила

А.Северный Запись 1963 года

А.Северный Запись 1963 года
Относительно т.н.записи "1963"года могу сказать следующее; У вас и и у меня имеется запись с одного и того же источника. На ленте как вы заметили записано все вперемежку на 90 минут, но если вы попробуете отсортировать песни,которые с других концертов, то у вас получатся 17 песен которые принадлежат ОДНОЙ записи,вот их список;(получается примерно 60 минут).

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Песни
Здравствуй, чужая милая,
Радость мечты моей.
Как же тебя любил бы я,
До самых последних дней.
Реклама
Опрос
Надо ли продолжать издание виниловых пластинок Аркадия Северного?
Да
Нет
Мне все-равно