Аркадию Северному – 75

Аркадию Северному – 75

12 марта 2014 года Аркадию Дмитриевичу Северному (Звездину) исполнилось бы 75 лет… Несколько лет назад я попросил ведущих «североведов» (есть и такие) написать унифицированную биографию этого исполнителя для официального сайта. Обещали… кряхтели, «набрасывали» и обещали сделать – но ничем это не кончилось. Около года назад открылся официальный сайт «короля блатной и одесской песни», как окрестили Аркадия Северного журналисты и коллекционеры… Этот штамп давно прижился, как и многие другие – слухи о судимостях певца, его «заграничных» турне и гастролях, эмиграции и многом-многом другом… Хотя, по большому счету и в большей степени, сам Аркадий Дмитриевич и был автором этих легенд и слухов, как мне кажется – от веселости характера.
Есть две хорошие книги о нем, это полу-художественная, наполовину документальная книга Михаила Шелега «Две грани одной жизни» и большое документальное исследование Игоря Ефимова и Дмитрия Петрова «Аркадий Северный: Советский Союз». Обе выдержали пару изданий, что говорит об интересе со стороны публики к фигуре шансонье.

"Снова в Ленинграде"

Памяти Аркадия Северного

Ни к чему нам шумное застолье,
Ни к чему бардак и хоровод,
Ты поставь мне пленку, дядя Толя,
Где Аркадий Северный поет.
Ты поставь мне пленку, дядя Толя,
Где Аркадий Северный поет.

Я как будто снова в Ленинграде,
Тот же мелкий дождь в окно стучит,
И как будто рядышком Аркадий
На гитаре струны теребит.
И как будто рядышком Аркадий
На гитаре струны теребит.

Ну давай, легонечко по первой,
А потом, конечно, по второй,
По утрам пить водку хоть и скверно,
Он не осудил бы нас с тобой.
По утрам пить водку хоть и скверно,
Он не осудил бы нас с тобой.

Песня про кабак времен застоя,
Мне прибавят лишних пять минут,
Он не заслужил звезды героя,
Орденов за это не дают.
Он не заслужил звезды героя,
Орденов за это не дают.

Ни к чему нам шумное застолье,
Ни к чему бардак и хоровод,
Ты поставь мне пленку, дядя Толя,
Пусть Аркадий Северный споет.
Ты поставь мне пленку, дядя Толя,
Пусть Аркадий Северный споет.


(автор – Михаил Шелег)

Посвящений и просто поэтических и песенных Аркадию Северному – тьма… я просто выбрал это, как самое характерное и приятное мне… не более.

Недавно музыковед и критик Артем Троицкий в интервью радио «Шансон» пытался провести некие параллели между Владимиром Высоцким и Аркадием Северным…

- Как вы относитесь к группе «Ля-миноръ», которая перепевает песни из репертуара Аркадия Северного и Константина Беляева, и к совместной работе «Запрещенных барабанщиков» с Гариком Осиповым, выпустивших пластинку в той же эстетике?
- Вообще эта эстетика, скорее, стебная, поэтому она очень привлекательна. Помимо Гарика Осипова можно вспомнить знаменитую московскую авангардную группу «ДК», которая тоже достаточно серьезно с этим жанром работала и делала, на мой взгляд, довольно интересные вещи. «Ля-миноръ» - скорее декоративная группа, возникшая из моды на музыку ска, на Тома Уэйтса. Она находится примерно в той же песочнице, Band что шнуровский «Ленинград» и Билли. «Ля-миноръ» исполняет преимущественно каверы, а меня это мало волнует. Мне все-таки намного интересней оригинальный репертуар, поэтому новые песни Шнурова или Билли Новика для меня любопытнее, чем трибьюты Аркаше Северному.

- Высоцкому ставят памятники, а Северного почти забыли. Нет ли в этом несправедливости?
- Скорее всего, нет. При всей своей симпатии к творчеству и биографии Аркадия Северного я, конечно, не могу поставить эти две фигуры вместе и сказать, что они хоть в чем-то равновелики. Высоцкий был великим поэтом и великим артистом, Аркадий Северный - очень талантливым исполнителем, и не более того. Так что народная память каждому из них отмерена вполне по справедливости.

(беседовал Алексей Мажаев)

Как мне показалось…. Здесь сравниваются слишком разные величины – нельзя сравнивать музыканта и фотографа, да, оба занимаются искусством, но в очень разных плоскостях. Народная память всегда несколько сталкивала их, отчасти пыталась противопоставлять… Если взять некоторые сохранившиеся записи Аркадия Северного, где он говорит не очень однозначные вещи, то это скорее похоже на провокацию со стороны его окружения.
По легенде – Стас Ерусланов и еще несколько здравомыслящих «писарей» всегда хотели записать совместный концерт Аркадия Северного и Владимира Высоцкого… Единственный, кому удалось этот проект отчасти осуществить, это основатель студии «Ночное такси» Александр Фрумин, который вот уже два десятка лет кропотливо собирает и издает музыкальное наследие певца. В 2014 вышел сборник «Аркадий Северный – Владимиру Высоцкому», где собраны песни за авторском и из репертуара «шансонье всея Руси» в исполнении «короля блатной песни».
На самом деле, за тридцать четыре года, как нет Аркадия Северного, записаны десятки альбомов его памяти – Александр Розенбаум, Владимир Сорокин, ансамбль «Черноморская чайка», Папа Радж, Михаил Круг, Александр Заборский, Шура Каретный, Мчислав и группа «Малый рынок», Анатолий Полотно, Евгений Любимцев…. И еще много-много пластинок, дисков, альбомов, концертов и песен.
Его влияние на шансон велико…. Я собрал небольшие фрагменты того, что говорили в разное время его коллеги по сцене и по жанру, не торопитесь, почитайте это внимательно… Здесь все, только из первых уст….

Николай Резанов (ансамбль «Братья Жемчужные»):

- Сейчас Аркадия Северного называют Легендой. Он был много-знающим, высоко-интеллигентным человеком, с высшим образованием, очень добрым и отзывчивым. Его чрезвычайно уважали в народе. Своеобразный тембр голоса и проникновенная подача смысла, заложенного в песню, — вот, пожалуй, главные составляющие его популярности. Это уже сейчас легенды "ходят", что он всегда "пьяный" был... Неправда, хотя и такое тоже бывало. Я бы не назвал его "творческим" человеком, в прямом смысле этого слова. Он не был музыкантом-профессионалом. Был если не гений, то очень талантливый... Мне было интересно с ним записываться. Аркадий был человеком компанейским, никогда не отказывался от предложения спеть, записаться на магнитофон, причем гонорар для него не имел никакого значения. Жаль, так рано ушел из жизни. На сорок втором году... Насколько я помню, "сгорел" буквально за два месяца. Последние несколько лет Аркадий жил на квартире у друзей, переезжал из Ленинграда в Москву, в Одессу. Судьба русского гения...

Александр Розенбаум:

- Вот я сравниваю Северного, с Кулибиным (извините за такое сравнение). Он - самородок. Наверняка, были механики и повыше классом в то время, преподающие в «академиях», обременённые большим образованием, глубокими знаниями, никто не сомневается в "талантливых" учёных людях того времени. Но был Кулибин, необразованный, необученный. Он не был выдающимся деятелем науки или механики того времени... Да? Нельзя назвать - выдающийся деятель, нет...Он был самородок, он был единственный и неповторимый. Вот таким, для меня в этом жанре, который называют русским шансоном, с чем я категорически не согласен, так же как я не согласен с термином "японская горилка", но уж коль назвали, то пусть так будет. Его можно называть "русским шансоном", можно называть "дворовой песней", "блатной", "жанровой", как хотите, кому как больше нравится. Вот в этом жанре, выдающееся явление, саморождённое - это Аркадий Дмитриевич Звездин-Северный. Не было ничего лучше в этом жанре и в ближайшее время, обозримое, я думаю не предвидится...

Слава Медяник:

- Мне было шестнадцать лет, и случайно я оказался в одной компании с Аркадием Северным. В те годы были распространены подпольные и полуподпольные концерты "шансонье". Такие исполнители, как Звездинский, Беляев, даже Высоцкий, по приглашениям "деловых" людей того времени выступали, что называется, для "узкого круга". В те времена в Одессе выступали, насколько я знаю, Звездинский, Высоцкий, еще до его сумасшедшей популярности и признания. Аркадия Северного в тот раз пригласили одесские моряки. И вот на один из таких "концертов-вечеринок" я и попал случайно. Со мной был приятель, моряк, и мы поехали, даже не зная, что там будет, вот так всё и произошло... В какой-то момент вечера, я набрался наглости и ради девушки (с которой пришел), что бы ей понравиться, взял гитару и спел одну песню из репертуара Челентано. После этого Аркадий Дмитриевич подошел ко мне и как "коллегу" спросил: "- А где ты поешь, сынок?" Я отвечаю: "- Я нигде не пою, я еще в школе учусь...". На что он произнес фразу, которая воодушевила меня на всю жизнь: "- Тебе надо петь. У тебя получается...". Ему было "сильно" за тридцать уже... Я запомнил его, как человека с большим юмором. Он много шутил, рассказывал анекдоты, выпивал, но пьяным не был - в общем, создавал очень лёгкую атмосферу... Позднее, будучи в Америке, я приобрёл ресторан "Голубая Лагуна", переименовав его в "Северный", во-первых, потому что я сам с Севера, а во-вторых, в честь замечательного музыканта и человека, моего наставника - Аркадия Северного...

Иван Кучин:

- Никто из нас не прошел мимо Аркадия Северного, мимо его мягкого, завораживающего голоса, его внутренней раскованности, глубокого душевного содержания. Такие люди нас чему-то учат...

Сергей Трофимов:

- То, что я считаю шансоном, вообще пели или поют единицы. Жанр этот на самом деле очень сложный, потому что человек, поющий от лица того персонажа, какого он представляет со сцены, доносит до людей определенную информацию. Это очень важно сделать грамотно.
Шансон для меня – это Вертинский, Лещенко, Утёсов, Галич, Высоцкий, Визбор, Аркадий Северный. Шансон – это то, что не имеет отношения к официальному музыкальному истеблишменту...

Андрей Никольский:

- В начале 1970-ых годов я услышал первые концерты такого самобытного артиста, как – Аркадий Северный. Я сразу понял, что он не эмигрант. Во-первых, качество записи хромало, было слышно, что это не с диска. Во-вторых, аккомпанемент и его исполнение – часто шли «мимо нот», плюс ко всему он путал слова, ошибался в падежах, склонениях, «проглатывал» окончания. Нередко было заметно, что Северный поет пьяным, но… Но, все огрехи искупались абсолютно фантастическим тембром голоса, подачей и разнообразностью материала. Думаю, если бы он дожил до сегодняшнего времени и имел возможность спеть с хорошим ансамблем в студии, то достиг бы впечатляющих высот...

Николай Тюханов:

- Мы выросли на этих песнях. Аркадий Северный был думающий и тонко чувствующий тексты и мелодию человек...

Михаил Круг:

- Я пою в жанре одесской песни, который начинали Токарев, Северный, Гулько... У меня именно в этом стиле все песни. Я стараюсь отталкиваться от этих людей. Продолжаю то, что они когда-то начали. Поэтому у меня и аккомпанемент "джазово-одесский". Именно, такой, какой был на записях Северного, лет 30-40 назад. Я очень дружу с "Братьями Жемчужными" - легендарными музыкантами, которые пели в свое время с Аркадием Северным... Розенбаум пользуется их услугами до сих пор, во всех его альбомах аккомпанируют "Братья Жемчужные". Со мной они выпустили альбом "Живая струна", который имел очень большой успех и попал в десятку самых продаваемых альбомов в России... Люди держат марку, работают. То есть они востребованы, их постоянно хотят видеть в своих альбомах как музыкантов. Конечно же, они - не солирующие авторы, но это те "патриархи", которые стояли у истоков нашего жанра, поддерживали его. Трудно переоценить их вклад, трудно перехвалить. Это те, кого мы слушали еще на старых катушечных магнитофонах, кто входил в наши дома везде, по всей стране... Когда еще не было ни Розенбаума, ни Новикова, были только Владимир Высоцкий и Аркадий Северный...

Вячеслав Шалыгин:

- Мой друг как-то предложил: «Давай Аркашу Северного послушаем, под "это дело"..?» «Ну давай, послушаем...» Ну, и понеслось! С тех пор так и слушаю активно. В 2000-ом году захотелось собрать такую группу, ну что б не как вон там, под «самоиграи», а что бы нормально, по-человечески, с весёлым юморком. На самом деле играть приятно. Когда слушаешь Северного, то чувствуешь насколько он любит то, что поёт и хочется сделать так же. Лучше-то конечно вряд ли получится. Спеть точно не получиться, а сыграть можно...

Ильдар Южный:

- Я вырос на песнях Аркадия Северного. Его постоянно слушал мой старший брат, который, к слову сказать, имел за спиной не малый срок российских лагерей. Он-то и привил мне первую любовь и неудержимую тягу к данному песенному жанру. Это, пожалуй, и есть мой основной биографический нюанс, благодаря которому я оказался в данной "теме". Для меня до сих пор единственным образцом и учителем, на сегодняшний день является никто иной, как Аркаша Северный.

С юбилеем Вас, Аркадий Дмитриевич!

© Михаил Дюков
© С.П. Соколов (фото)
® Студия "Ночное такси"

Похожие новости:

Николай Резанов: От названия "Братья Жемчужные" меня до сих пор коробит

Николай Резанов: От названия
Ансамбль "Братья Жемчужные" – это целая эпоха в советской и постсоветской подпольной музыке. Вот уже более 25 лет их песни у всех на слуху. Сегодня на наши вопросы отвечает бессменный руководитель и старейший участник ансамбля Николай Серафимович РЕЗАНОВ. - Николай Серафимович, как Вы пришли к музыке? - Я в 9 лет пришел в Дом пионеров, в музыкальный кружок. Затем закончил музыкальную школу по

Концерт Памяти Аркадия Северного

Концерт Памяти Аркадия Северного
В марте 2014 года исполнится 75 лет со дня рождения легендарного исполнителя блатной и одесской песни Аркадия Дмитриевича Северного (Звездина). Краткая биография: Арка́дий Се́верный (настоящее имя — Арка́дий Дми́триевич Зве́здин; 12 марта 1939, Иваново – 12 апреля 1980, Ленинград) - исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных

Альбом Аркадия Северного «Возвращение» в новом формате

Альбом Аркадия Северного «Возвращение» в новом формате
С ноября 2013 на ITunes для прослушивание и скачивания доступен один из самых необычных и интересных дисков Аркадия Северного «Возвращение». Вот что вспоминает об этой работе создатель проекта директор студии «Ночное такси» Александр Фрумин: - Эта уникальная фонограмма была записана в нашей студии зимой-осенью 1996 года. Уникальность этой работы в том, что, впервые в российской звукозаписи,

Аркадию Северному (М.Шелег)

Аркадию Северному (М.Шелег)
Ни к чему нам шумное застолье Ни к чему бардак и хоровод. Ты поставь мне плёнку, дядя Толя, Где Аркадий Северный поёт.

Вышла новая пластинка Аркадия Северного

Вышла новая пластинка Аркадия Северного
Диск «Аркадий Северный «Тихорецкий концерт», часть вторая» вышла в свет, как и обещали издатели, точно в срок. Теперь коллекционерам и всем поклонникам короля блатной песни, как прозвала пресса Аркадия Северного осталось дождаться третьей части – и она не за горами.

Аркадий Северный: Блатная песня в стиле высокой трагедии

Аркадий Северный: Блатная песня в стиле высокой трагедии
Официальный сайт Аркадия Северного предлагает Вам ознакомиться с интервью, которое взял у Александра Фрумина известный журналист северной столицы Михаил Садчиков. Публикация выходила в журнале «Звезды» за 1999 год в 11-м номере.

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Песни
Здравствуй, чужая милая,
Радость мечты моей.
Как же тебя любил бы я,
До самых последних дней.
Реклама
Опрос
Надо ли продолжать издание виниловых пластинок Аркадия Северного?
Да
Нет
Мне все-равно